кратко о кактусах: тлен и крипота / all things void an' shady business
без предисловий
читать дальше: боги в одной из ау-глав BtUL и ксенотвари-Зерна из магоориджа, плюс в какой-то степени Функции из того же BtUL — все они в некотором роде воплощение концепта raw power — стихийных, хтонических изначальных сил, родившихся вместе с миром или даже породивших сам мир. В чем-то этот образ родственен концепции Хаоса в культуре и мифах античности и граничит с архетипом трикстера, но трикстер является, по сути, лишь агентом, частью "той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо", вся цель его взаимодействия с миром — игровой процесс; у персонализированного хаоса же нет такой задачи, его роднит с трикстером абсолютно нейтральное положение на шкале "свой-чужой", но если у трикстера эта нейтральность выражена в ситуативном выходе за рамки внутренних канонов произведения, неподчинении общим правилам и рамкам, то хаос не просто выходит за рамки — он вне этих рамок существует, для него это такая же фикция и несерьезная выдумка, как правила какой-нибудь детской игры типа "черное с белым не берите, да и нет не говорите". В общем-то это неудивительно, учитывая, что в данной концепции хаос существовал задолго до возникновения человеческой культуры или самого человеческого рода и, скорее всего, продолжит существовать после того, как всё это исчезнет с лица земли. Для него человечество действительно максимум детишки, играющиеся в песочнице Бытия; по сравнению с людьми, даже с населением целого мира, силы хаоса существуют в неизмеримо более широком масштабе на шкале времени-места — даже если из неких соображений временно принимают форму, близкую к человеческой. Это объединение внешней человеческой формы — как физической оболочки, так и разума — и истинной хтонической природы и есть то самое интересное и привлекательное для меня в этом образе-концепте. Этакое противопоставление масштаба вечности и вселенной с масштабом человеческой жизни, выведенное на уровень личностей персонажей для пущей наглядности. Просто квинтэссенция того, что я люблю. *здесь можно вставить несмешную шутку про рекламу макдака*
Весьма характерный пример этого образа, хаоса не в форме обезличенных сил, но именно как персонажа с собственной личностью и сознанием (хотя тоже явно трикстероватый персонаж вышел) — Хреновина из "Способности", хотя и в целом способности со своей серобуромалиновой моралью, являясь по легенде неким воплощением сил, так сказать, крутящих мир, но при этом сохраняющих некоторые черты личности человека-носителя, могут сами по себе служить неплохим примером. Из более канонического — боги из политеистических религий и разнообразные древние мифические существа во многих произведениях, в частности, у Геймана очень здорово показаны именно во взаимодействии с современным миром — взять тех же "Американских богов", например. Ну и, само собой, классические описания доброго народца (fair folk) и аналогов в мифах разных народов дают довольно четкое представление о том, что я тут пытаюсь описать.
Собственно, это всё; тут надо, наверное, сказать что-то в заключение, но как-то не осталось у меня больше мыслей на тему, помимо тех, что уже высказаны, так что лучше закончу на этом сотрясать ноосферу. Или, может быть, я и так уже сказала больше, чем надо было, и сейчас во мне говорит чувство вины за недоструганный курсач.
читать дальше: боги в одной из ау-глав BtUL и ксенотвари-Зерна из магоориджа, плюс в какой-то степени Функции из того же BtUL — все они в некотором роде воплощение концепта raw power — стихийных, хтонических изначальных сил, родившихся вместе с миром или даже породивших сам мир. В чем-то этот образ родственен концепции Хаоса в культуре и мифах античности и граничит с архетипом трикстера, но трикстер является, по сути, лишь агентом, частью "той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо", вся цель его взаимодействия с миром — игровой процесс; у персонализированного хаоса же нет такой задачи, его роднит с трикстером абсолютно нейтральное положение на шкале "свой-чужой", но если у трикстера эта нейтральность выражена в ситуативном выходе за рамки внутренних канонов произведения, неподчинении общим правилам и рамкам, то хаос не просто выходит за рамки — он вне этих рамок существует, для него это такая же фикция и несерьезная выдумка, как правила какой-нибудь детской игры типа "черное с белым не берите, да и нет не говорите". В общем-то это неудивительно, учитывая, что в данной концепции хаос существовал задолго до возникновения человеческой культуры или самого человеческого рода и, скорее всего, продолжит существовать после того, как всё это исчезнет с лица земли. Для него человечество действительно максимум детишки, играющиеся в песочнице Бытия; по сравнению с людьми, даже с населением целого мира, силы хаоса существуют в неизмеримо более широком масштабе на шкале времени-места — даже если из неких соображений временно принимают форму, близкую к человеческой. Это объединение внешней человеческой формы — как физической оболочки, так и разума — и истинной хтонической природы и есть то самое интересное и привлекательное для меня в этом образе-концепте. Этакое противопоставление масштаба вечности и вселенной с масштабом человеческой жизни, выведенное на уровень личностей персонажей для пущей наглядности. Просто квинтэссенция того, что я люблю. *здесь можно вставить несмешную шутку про рекламу макдака*
Весьма характерный пример этого образа, хаоса не в форме обезличенных сил, но именно как персонажа с собственной личностью и сознанием (хотя тоже явно трикстероватый персонаж вышел) — Хреновина из "Способности", хотя и в целом способности со своей серобуромалиновой моралью, являясь по легенде неким воплощением сил, так сказать, крутящих мир, но при этом сохраняющих некоторые черты личности человека-носителя, могут сами по себе служить неплохим примером. Из более канонического — боги из политеистических религий и разнообразные древние мифические существа во многих произведениях, в частности, у Геймана очень здорово показаны именно во взаимодействии с современным миром — взять тех же "Американских богов", например. Ну и, само собой, классические описания доброго народца (fair folk) и аналогов в мифах разных народов дают довольно четкое представление о том, что я тут пытаюсь описать.
Собственно, это всё; тут надо, наверное, сказать что-то в заключение, но как-то не осталось у меня больше мыслей на тему, помимо тех, что уже высказаны, так что лучше закончу на этом сотрясать ноосферу. Или, может быть, я и так уже сказала больше, чем надо было, и сейчас во мне говорит чувство вины за недоструганный курсач.
@темы: матчасть, прокрастинируем вместе, ориджи, филологический камень